среда, 14 мая 2014 г.

Культура: праздники Непала!



Про Непал часто шутят, что в этой стране праздников больше, чем дней в году. Отчасти это верно, ведь в Непале только официальных праздников 50, а длятся они 120 дней в году. 


Поэтому в непальских праздниках немудрено запутаться, а ещё потому, что большинство из них религиозные и празднуются по лунному календарю, и их дата меняется год от года. 
Достаточно привести лишь некоторые из праздников, самые главные для непальцев, чтобы понять размах празднований, охватывающий страну каждый год.
Выходной день в Непале - суббота.



Календарь праздников в Непале



Басанта Панчами - (февраль)
Праздник прихода весны, а также почитания индуистской Богини Сарасвати – богини образования, искусств и ремесел.  

Мага Шиваратри – (февраль) 
Великая ночь Шивы, отмечаемая в день его рождения. Это один из самых больщих индуистских праздников в честь Магадева, Бога Богов.

Лосар – (февраль)

Тибетский Новый год – отмечается в основном в Боуднатхе и жителями Гималайского региона – тибетцами, шерпами, гурунгами. 

Холи, или Фагу Пурнима – (март)
Веселое празднество, во время которого по индуистcкому обычаю все обливают друг друга водой и обсыпают краской, что символизирует священное пламя, в котором сгорела свирепая богиня-демонов Холика, а вместе с ней и ее злые намерения.  

Года Джатра – (март)
Праздник лошади, во время которого проводятся конные скачки, что означает победу над дьяволом Тунди, затоптанного лошадьми.  

Чатра Дасаин Рам Навами Джанабахадьо Джатра – (март-апрель)
Празднество, сопровождаемое почитанием и жертвоприношениями Богине Дурге, которая дала силу Богу Раму победить деспотичного ланкийского короля Равана и вернуть свою жену Ситу. Один из дней этого фестиваля – День рождения индуистского Бога Рама. Параллельно отмечается еще одно празднество – в честь Сето Маччендры, Бога сострадания и хранителя долины Катманду. 

Непальский Новый Год – (13/14 апреля)
Согласно Бикрам Эре сейчас в Непале 2063 год (2007 год по григорианскому календарю). Этот праздник связан с ритуалами очищения души и тела от прошлого и поклонение богам за успех и удачу в Новом году.  

Мата Тирт Аунси – (апрель-май)
Другое название этого праздника дословно переводится «Посмотри в лицо матери». В Непале мать почитают на ровне с Богами. В этот день все дети собираются в родном доме, чтобы поклониться своему родному и близкому человеку и поблагодарить за радость жизни. Это так же день поминания душ матерей, уже ушедших из жизни. 

Бунгадьо Джатра – (апрель-май)
День почитания Рато Маччендры, охраняющего плодородные долины Катманду; сопровождается поездкой божества на колеснице по городу Патан. Это празднество связано с поклонением Богу за дождь перед посадкой риса. 

Будда Джаянти – (май)
День рождения великого религиозного учителя Будды Шакьямуни. Этот самый большой буддистский праздник, который считается так же днем, когда Будда достиг Просветления, и днем его смерти. 

Гатанх Муга – (июль-август)
Праздник, означающий окончание посева риса и начало осеннего сезона праздников. Этот день отмечается ритуалами изгнания дьявола, который мог проникнуть в человека или его инструменты во время посевного сезона. 

Гунла - (август-сентябрь)
Священный месяц, посвященный Будде, сопровождаемый постом, молитвами и особыми ритуалами в Сваямбуднатхе и во всех буддистских храмах. 

Джанай Пурнима – (август)
Этот день почитания Бога Шива, во время которого совершают ритуальные омовения, очищение от грехов, а также повязывают на руку священные нити в знак благословения. 

Гай Джатра – (август)
День Коровы, или День поминания умерших в прошедшем году. Согласно индуизму считается, что священная корова помогает их душам при переходе через реку, отделяющую страну мертвых, и открывает своими рогами ворота в нее. Этот праздник имеет и другой аспект – день дураков, когда позволяется свободно печатать в прессе любые небылицы, а на улицах устраивать комедийные представления. 

Кришна Астами – (август)
День рождения Кришны, Бога Любви, которого индуисты почитают, как одно из воплощенний Бога Вишну. 

Гокарна Аунси – (август)
День Отца, так же как и в День Матери, дети собираются в отчем доме, чтобы выразить почтение и уважение своему отцу. В этот день так же поминают своих отцов, которых уже нет в живых. 

Тиз – (сентябрь)
Этот праздник, во время которого женщины соблюдают строжайший пост и проводят весь день в храме Пашупатинатх и других храмах Шивы в молитвах, песнопениях и танцах во время долголетия и благополучия своих мужей. Незамужние же девушки просят Бога о хорошем женихе. 

Индра Джатра – (сентябрь)
В этоит день Индру, короля Богов на небесах, благодарят за дождь во время сезона выращивания риса. Празднество сопровождается ритуальным шествием в честь Бога-слона Ганеша, почитанием Бога-разрушителя Кал Байраба и небесного Акаш Байраба, а также поездкой по городу Живой Богини Кумари на колеснице.  

Дасаин – (сентябрь-октябрь)
Наиважнейший праздник в году в честь индуистской богини-победительницы Дурги, являющейся символом доблести и мужества. Сопровождается ритуальными жертвоприношениями во имя благополучия и прогресса каждой семьи, а также фейерверками и запусками воздушных змеев. 

Тигар: День Вороны, День Собаки, День Коровы или Лаксми-пуза – (октябрь-ноябрь)
Красочный фестиваль, включающий несколько праздников: Ритуал в честь вороны, вестника Бога Смерти Яма; Ритуал в честь собаки, согласно поверью, охраняющий ворота в Страну Мертвых; Ритуал почитания коровы, которая в индуизме считается священной, будучи воплощением Богини богаства и благополучия Лаксми. В ее честь вечером в каждом окне и у каждой двери зажигают свечи и проводится праздничный фейерверк;  

Мхо-пуза - Неварский Праздник Тела, сопровождающийся ритуалом во имя собственной удачи и благополучия в будущем году – этот день приходится на начало года по неварскому календарю; 

День Брата в этот  день сестры поклоняются Богу Смерти Яма за долголетие и благополучие своих  братьев.



Новый год в Непале. Фестиваль Бискет

Весной, когда распускаются деревья в гималайских долинах и температура воздуха становится очень комфортной, непальцы девять дней празднуют Новогодний фестиваль – Бискет. Обычно она начинается 10 апреля и длится до 19 апреля. Бискет отмечают не по лунному, а по солнечному календарю, поэтому даты праздника не изменяются. 


Интересная традиция в праздновании Бискета существует в городе Бхактапуре – древнем неварском городе, который находится к востоку от Катманду. Он расположен на реке Хануманте и переводится как «город верующих».

Празднества начинаются с того, что огромные колесницы, на которой находится фигура бога Бхайравы (устрашающая форма Шивы) и богини Бхадракали со скрипом останавливается в центре города. Здесь разворачиваются интересные события - перетягивания канатов между жителями восточной и западной районов города Бхактапура. Канаты привязаны к колесницам. Каждая группа пытается притянуть древнюю колесницу на свою сторону. 
Разворачивается настоящая битва между командами, после которой колесницы следуют на берег реки, где мужчины стараются изо всех сил, чтобы поднять церемониальный лингам высотой в 25 метров, сделанный из бамбука.
У лингама есть поперечная балка с двумя свисающими с него полосами ткани. Это - символ двух убитых змей. Церемониальный лингам возвышается до следующего дня. Когда лингам устанавливают, раздается гром аплодисментов и победные крики. 
На следующий день празднуется Новый год. И опять жители города участвуют в перетягивании каната. Колесницы вновь прибывают к месту, где стоит огромный лингам.
Вечером он должен быть повержен наземь участниками процессий. В это время многие непальцы совершают омовения, жертвоприношения и другие обряды, чтобы успокоить богов и богинь. 

Как только лингам оказывается на земле – наступает непальский Новый год. 
Праздник продолжается после этого еще три дня.
О происхождении праздника существует легенда. Один из королей Бхактапура пытался найти мужа для своей дочери. Но каждый раз, когда он находил подходящую партию для своей дочери, и она выходила замуж, жениха находили мертвым на брачном ложе. 
В конце концов, подходящих женихов в королевстве не осталось, и народ Бхактапура искренне молился о прекращении таинственного проклятья.

Однажды король, с трудом нашел следующего подходящего жениха, но предупредил его об этом проклятье и посоветовал не спать ночью. Так жених и сделал. Бодрствуя до утра, он увидел, как две ядовитые змеи выходят из ноздрей принцессы. 
Он убил этих змей и рассеял чары, получив благодарность жителей Бхактапура, которые начали праздновать в честь такого события фестиваль Бискет. Наверху лингама во время праздника Бискет Джатра ежегодно развеваются два флага, символизирующие тех самых змей.
В Катманду праздник отмечается также перемещением колесниц с изображением богов и богинь, а также посыпанием друг друга оранжевым порошком.

Ежегодный Фестиваль улиц в Покхаре 

Каждый год 28 декабря здесь проходит Фестиваль улиц, который организуется Ассоциацией баров и ресторанов Покхары. Начинается праздник в районе Лейксайда. 

Город по численности населения находится на втором месте после столицы – Катманду. Поэтому в дни фестиваля, а в нем участвуют все жители Покхары, здесь собирается довольно большое количество народа.
Приезжают туристы из самого Непала, Индии и многих стран мира. Несмотря на такое заполнение пространства, все чувствуют себя отлично, соединяясь в едином праздничном порыве на красивейшей территории непальских Гималаев. 
Пять дней длится Фестиваль улиц. Улицы заполняются группами людей, одетых в национальные праздничные одежды, все рестораны Покхары готовят специальные блюда и подают их в специальных шатрах, лавочках, открытых площадках, звучит музыка.

На специальных подиумах и просто на улицах устраиваются танцевальные представления, и, конечно, каждый может принять участие в известном непальском танце с бамбуковыми палками. На озере проходят соревнования по гребле. 
Фестиваль постепенно переходит в празднование Нового года и Покхара расцвечивается огнями фейерверков. Во время Фестиваля улиц город посещают более 500 000 человек.

Индра Джатра – конец сезона муссонов

Празднование фестиваля Индра Джатра отмечает конец сезона муссона в Непале.
Праздник длится от 7 до 10 дней и посвящен царю богов (дэвов) и повелителю небесного царства (Сварги) в ведийской и индуистской мифологии - Индре, который также является богом дождя. В Непале существует несколько легенд, связанных с этим фестивалем. 

Одна из них рассказывает следующую историю.
Индра был любимым сыном Адити - матери богов. Как-то раз Адити решила сделать пуджу для которой необходимо было использовать цветы дерева париджата. 
Это дерево когда-то посадил в своем саду бог Индра, но затем оно было выкопано богом Кришной для своих жен и появилось на земле. Цветы дерева напоминают жасмин, однако трубочки венчика окрашены в оранжевый цвет.
Непальцы утверждают, что в то время париджата росла только в долине Катманду.
Индра решил помочь матери и спустился на землю в образе простого крестьянина, чтобы собрать цветы для пуджи. Он отыскал дерево в одном из садов и начал собирать цветы, но был пойман и посажен за решетку. Мать Индры забеспокоилась по поводу такого длительного отсутствия Индры и отправилась на землю.

В долине Катманду Адити объявила всем кто она и что ищет своего сына – великого бога Индру. Жители тут же освободили повелителя небесного царства и по этому поводу устроили праздник, чтобы Индра не обижался на них и покинул землю в хорошем расположении духа.
Мать бога дождя, в свою очередь, обещала жителям долины Катманду посылать зимой густые туманы, которые будут помогать вырастить урожай зерновых. Праздник Индра Джатра был впервые проведен в 10 веке королем Непала Гунакамадевой (Gunakamadeva). 
В первый день фестиваля происходит интересное событие на Хануман Дхока на площади Дурбар, где находится комплекс сооружений со старым Королевским Дворцом. 
Приблизительно 504 девочки моложе девяти лет были привезены со всех концов страны в храм для массового ритуала - защиты от зла и удачи в будущем. 
Традиция Кумари или Кумари Деви - поклонение молодым незрелым в половом отношении девочкам как проявлению божественной женской энергии или "деви" - древний индуистский религиозный обычай.  
Все девочки одеваются как Кумари - живая богиня и принимают участие в службах, названных "Кумари пуджа". Служба проходит в преддверии празднования фестиваля Индра Джатра.
Главное действие фестиваля проходит на площади Дарбар. Здесь воздвигается огромный столб в честь посещения Индрой долины Катманду. Начинаются танцы вокруг столба. Участники фестиваля надевают национальные костюмы, маски и целый день дают представление. 

Один из самых интересных событий фестиваля – Кумари Джатра. В три часа дня начинается шествие двух колесниц, которые сопровождают богиню Кумари.
Она покидает свой храм, и на своей колеснице участвует в процессии, чтобы выразить благодарность богу Индре. Ее сопровождают Ганеша – бог удачи и благополучия, а также грозный Бхайрава. Так они шествуют в разных направлениях три дня. 

На площади Басантапур открывают огромную голову Бхайравы. В остальные дни, кроме праздника Индра Джатра, она закрыта деревянными ставнями. Верующие делают подношения в виде зерен риса и цветов. В первые дни фестиваля из рта Бхайравы начинает течь пиво, которое привлекает все больше и больше верующих.
Пять ваджрачарья (буддистские священники группы неваров), которые представляют Пять Будд , символизирующих в эзотерическом буддизме четыре стороны света и его середину. Они сопровождают колесницу Кумари во время Джатры. Культ Кумари связан с буддийскими группами неваров и в первую очередь с монахами ваджрачарья. 

Один из дней фестиваля посвящен матери Индры – Адити, в Катманду почему-то ее называют Дагин (Dāgin). Начинается процессия, которая воспроизводит поиски матери своего сына Индры.
После того, как Кумари возвращается в свой дворец после путешествия вокруг южной части города, начинается процессия музыкантов, которая сопровождает человека в маске. 

В последний день фестиваля столб опускается на землю, совершается жертвоприношение, проводится религиозная церемония и затем до вечера продолжаются ритуальные танцы. Индру благодарят за дожди и уверяют еще раз, что его почитают в долине Катманду.

Женский фестиваль Риши Панчами

Индуисты Непала празднуют Риши Панчами в августе-сентябре. Это – женский фестиваль и только женщины в этот день официально не работают. У них – выходной. В этот день богиня Парвати приняла бога Шиву, как своего супруга после долгого периода епитимьи. 
Она получила своего желанного мужа в этот день и потому все женщины счастливы, как счастлива Парвати. Все радуются и веселятся. Фестиваль в Непале проходит четыре дня. Основное место проведения – храмы Шивы и, конечно, главный храм Шивы – Пашупатинатх.
В первый день фестиваля люди едят сладкие вегетарианские блюда, приготовленные на молоке или йогурте. Йогурт – обязательный продукт для празднования фестиваля Риши Панчами. 

В этот день братья приходят в гости к своим сестрам и приглашают их в свои дома, чтобы выразить уважение, любовь, угостить хорошей едой. Если кто-то из братьев не пришел, сестра начинает петь жалобные песни, чтобы выразить свое разочарование и недовольство. А те, кого пригласили в дом, поют мелодичные и веселые гимны.

Во второй день фестиваля проходят Панчами Пуджа (религиозная служба) во время которой женщины соблюдают пост. 
После пуджи, рано утром они принимают ванну или совершают омовение в священных водоемах или реках и начинают веселиться и праздновать в течение всего третьего дня фестиваля до самой ночи.
На четвертый день в дома приглашаются священники, завершается пуджа и семья садится за праздничный стол.

Фестиваль Гайятра

Фестиваль Гайятра (Гаи Джатра) - один из самых популярных праздников, который отмечают непальские индуисты и посвящен он корове. В переводе с непали «гаи» означает – корова, а «ятра» - фестиваль. Считается, что священное животное сопровождает душу умершего человека в мир иной, поэтому фестиваль посвящен проводам умерших родственников. 

На фестивале популярен образ Кришны – защитника и повелителя коров, божественного пастуха, который в юности все свое время проводил с коровами и пастушками – гопиями. Праздник особенно популярен в долине Катманду.
В Непале в этот день объявляется выходной и потому правительственные и образовательные учреждения закрываются. Фестиваль обычно проводится в первый день вторых двух недель индуистского месяца Шравана. В это время луна начинает убывать. Дата фестиваля все время меняется. 
Праздник Гайятра уходит корнями в глубокое прошлое. Жители долины Катманду раз в год успокаивали Яма Раджа – бога смерти. В средние века фестиваль наполнился юмористическими нотами.
Каждая семья, которая потеряла своего члена за год, прошедший с предыдущего фестиваля, должна была присоединиться со своими коровами к процессии, проходящей по улицам городов или деревень. А тот, у которого не было коров, тот украшал молодых мальчиков как корову и также присоединялся к торжественному шествию. 

Есть и еще одна легенда. Жена короля Пратапа Маллы была глубоко опечалена в связи со смертью одного из сыновей. Она ни с кем не говорила и не улыбалась.
Король пробовал ее привести в себя и делал все возможное, чтобы заставить королеву, убитую горем, улыбнуться. Но у него ничего не получалось. Тогда он объявил о значительном вознаграждении тому, кто заставит его жену засмеяться. Это было как раз во время празднования фестиваля Гайятра и времени почитания умерших родных. 

Жители надели забавные костюмы и разрисовали лица, начала «дурачиться» и изображать разных представителей свиты короля. Они делали это так весело, с таким чувством юмора, что королева смеялась так, что ее с трудом можно было остановить.
Король щедро отблагодарил всех участников, а в истории празднования фестиваля появился еще один интересный сюжет – переодевание в забавные костюмы, ношение необычных головных уборов и сатирические сценки, которые разыгрывают на всех улицах городов и деревень в долине Катманду. 

Часто праздник Гайятра используется, как возможность высмеять коррумпированных чиновников и правительственных функционеров, а также продемонстрировать свое несогласие с той или иной политикой или законами.
В этом году на праздник Гайятра вышли жители Непала нетрадиционной сексуальной ориентации с требованиями равных прав с другими членами непальского общества. 

Тихар 

Тихар - фестиваль огней в Непале. Главные его дни празднуются тогда же, когда Дивали в Индии. Однако фестиваль Тихар отличается от праздника Дивали, который проводят в Индии. Во-первых, его проводят пять дней и люди стараются проявить свое уважение не только к людям и Богам, но и к животным, которые живут рядом с людьми. Во-вторых, Тихар начинается в Непале раньше чем в Индии.  

Первый день фестиваля называют Каг Тихар или Каг Пуджа. Жители Непала посвящают его воронам. На крыши домов помещаются блюда с конфетами и разными сладостями. Карканье ворон символизирует печаль и горе в индуистской мифологии, таким образом, верующие предлагают корм для ворон, чтобы предотвратить горе и смерть в их домах. 

Второй день называют Кукур Тихар или Кукур Пуджа. И посвящен он собакам. Собака является посыльной бога Ямараджи – бога смерти. Один раз в год ей поклоняются в Непале. Жители Непала украшают собак гирляндами цветов, ставят на лоб красные точки (тики) и кормят самой изысканной едой. В этот день ни выказывают самые теплые чувства к собакам.  
Утром третьего дня празднуется Гаи Тихар – поклонение коровам. В индуизме корова – символ процветания и богатства. В древние времена люди использовали все, что давала корова – молоко, экскременты, даже мочу коровы применяли для очищения организма. 
В этот день люди показали свою признательность корове, кормили ее лучшей травой, убирали коровники, украшали их гирляндами цветов, сделанными из ноготков и хризантем. Вечером жители Непала возносят благодарственные молитвы богине богатства Лакшми. Они зажигают огни в масляных лампах и свечи, как символ процветания и благополучия.

До ночи девочки и девушки танцуют, посещают дома соседей, где также танцуют, поют и собирают деньги, фрукты, рис и сладости, которые делят между собой. Мальчики также участвуют в этом процессе и поют свои песни. В этот день вечером города и деревни Непала взрываются фейерверками.

Четвертый день Тихара посвящен пуджам. Большинство жителей проводит Гору Пуджу – поклонение волам. 

Пятый, последний день Тихара сестры ставят тику (красную точку) на лоб своим братьям и молятся о долгой их жизни, благодарят их за защиту. Братья в свою очередь делают подарки и дают деньги. Сестры украшают братьев гирляндой из специальных цветов, которые долгое время не вянут, как символ длинной жизни.



Шри Панчами или Сарасвати Пуджа

Праздник Шри Панчами – индуистский и празднуется он в честь богини мудрости и знания – Сарасвати. Приверженцы религии индуизма в Непале, а их здесь 80 процентов от всего населения, поклоняются богине Саравати и просят дать им больше мудрости и знания. Обычно праздник отмечается в конце января или в первой половине февраля.  

Этот день является очень важным для всех учащихся. С утра они принимают ванну, надевают чистую и новую одежду, сотворяют молитву перед книгами и посещают храм богини Сарасвати, где проводятся особые службы. 
Студенты полагают, что поклонение богине в этот день расширяет их горизонт знаний, и их учеба будет более плодотворна и успешна. 
Родители, у которых есть малыши дома, берут их в храмы и заставляют написать на стенах храма первые слова. В храме Сарасвати в этот день дают первый урок чтения. 
Непальцы верят, что богиня знаний поможет детям добиться больших успехов в учебе и дальнейшей работе. Этот день в Непале также почитается буддистами. Они проводят службы в монастырях, посвященные Бодхисатве Манджушри – покровителю Знания и Мудрости. 
Астрологи Непала считают, что День Шри Панчами – идеальное время для того, чтобы связать себя узами брака. В этот день хорошо давать имя новорожденным младенцам. Всех младенцев, родившихся в этот день нарекают сакральным именем - nwaran.


Большой фестиваль Рато Махендранатх Ятра 

Целый месяц в Непале проводится фестиваль, посвященный индуистскому и буддийскому божеству - Рато Махендранатху.   
Он известен как Бог дождя. Поэтому в начале муссонов каждый год в древнем городе Патане (Лалитпур) отмечается фестиваль, на котором главным действующим лицом является Рато Махендранатх и его колесница. Непальцы – индуисты и буддисты просят предотвратить засуху и напоить землю обильными дождями для хорошего урожая риса. 

Рато Махендранатх – непростое божество. Индуисты расценивают его как перевоплощение Бога Шивы, в то время как буддисты считают его тантрическим перевоплощением Авалокитешвары - бодхисаттвы бесконечного сострадания всех Будд. 
Бог дождя в Непал пришел из Индии, из штата Ассам специально для предотвращения засухи во время сезона произрастания риса. Его поместили в Патане (Лалитпуре), который находится на южной стороне реки Багмати и сейчас объединен с Катманду в конгломерат. 
Патан считается самым древним и красивым городом Непала. Для божества в 16 веке был построен храм, известный как храм Рато Махендранатха, который является одним из самых старых храмов долины Катманду.

Божество проводит 6 месяцев в храме, а затем в начале муссонов выходит из затворничества и широко празднует это событие целый месяц. Вторым домом Рато Махендранатха является деревня Бунгамати, расположенная в 10 км от центра Катманду. Здесь он родился и в деревне находится его второй храм. Так как божество помогает всем фермерам, то его особо почитают в деревнях.
Рато Махендранатх посещает многие деревни на своей колеснице, его сопровождают и другие боги.
Фестиваль колесниц проходит по всему Катманду и окрестностях. После фестиваля колесниц бог удаляется в свой храм и не выходит до следующих дождей. 

Кульминационным моментом фестиваля является Бхото Ятра или «Фестиваль жилета».
Во время торжественной процессии шествия колесницы происходит показ священного, расшитого драгоценными камнями черного жилета.
Показывая реликвию, главный организатор фестиваля как бы вопрошает – чье это? Он двигается вокруг колесницы и предлагает взглянуть на жилет, так, чтобы все присутствующие могли увидеть его. Связана традиция с одной из многих легенд долины Катманду.
Давным-давно, фермер по имени Невар Джайпу потерял жилет, который подарил ему Каркотаки – один из змеев Шивы, тот, которого он носил вокруг шеи. Однажды фермер приехал в Патан, чтобы посмотреть фестиваль колесниц и увидел жилет на ком-то из присутствующих.

Последовала ссора и драка в такой неподходящий день. Конфликт не был решен, потому что никто не предъявил доказательство своей собственности. Тогда царь и священники приняли решение сохранить священный подарок, пока законный владелец не придет за ним и не покажет доказательства своего владения.  
С тех пор, жилет показывают ежегодно для того, чтобы найти источник происхождения этого жилета. Может быть, найдется тот, у кого есть точное доказательство, что именно его предку змей Каркотаки подарил эту ценную вещицу.

Для непальцев Бхото Ятра – любимый праздник. Когда-то королевская семья приезжала в Патан, чтобы увидеть чудо-жилет.  
Кумари также присутствует на этом фестивале.  
Сотни непальцев собираются в это время в священном городе для благословения, которое здесь связано с хорошими муссонными дождями и соответственно с богатым урожаем.  
Дата фестиваля определяется астрологами и каждый год меняется. Говорят, что большому фестивалю Рато Махендранатх Ятре более 1600 лет!


Источник: http://kailash.ru

Отправить комментарий

Что бы вставить смайлик, скопируйте под ним код и вставьте его в комментарий!